Горышин Глеб Александрович (15 марта 1931; Ленинград — 10 апреля 1998; Санкт-Петербург) — прозаик, публицист. Детство Горышина прошло «в лесах»: его отец — работник лесозаготовительной промышленности (в предвоенные годы — директор леспромхоза, в войну и после нее — управляющий трестом «Ленлес»; исключен из партии и отстранен от работы по «ленинградскому делу»; позднее реабилитирован), мать — детский врач; оба — из крестьянских семей Новгородчины. Основы миросозерцания писателя заложены были, по его признанию, в войну, когда семья эвакуировалась в Пестово на Мологе, затем в Мантурово на Унже, в 1943 она переселилась в Тихвин, в прифронтовую зону, где служит отец. После прорыва блокады вернулась в Л-д. В семье писатель прошел школу «исконно народного, с богатством присловий, новгородского языка», которым в совершенстве владели его бабушка, мать и тетушка, преподавательница языка и литературы, жившая в семье сестры после расстрела мужа в 1937.

По окончании 182-й лен. школы (где литературу преподавал Б. Г. Лейн, о ком писатель позднее напишет в р-зе «Любовь к литературе», в 1949 поступает на отделение журналистики Лен. ун-та. Окончив его в 1954, уезжает на Алтай, на целину. Работая в Барнауле корреспондентом газ. «Сталинская смена» (позднее: «Молодежь Алтая») по Бийской группе районов и Горному Алтаю, регулярно публикует в ней репортажи с целины. Ряд очерков, отразивших, по словам Горышина, «слишком остро, буквально, с опережением событий» воспринятые «оттепельные» настроения, стали поводом для его отстранения от должности в мае 1957.

Из написанного на Алтае публикует рассказ «Лучший лоцман» («Нева». 1957. № 3). Спустя много лет появится и самый ранний алтайский рассказ «Семерочка» (альм. «Алтай». 1990. № 4) как свидетельство общей для молодой лит-ры конца 1950-х «решимости впервые раскрепоститься», «вылущиться из насаждаемого десятилетиями идеологического норматива». «Помню, — признается Горышин, — меня тогда поразили первые рассказы Юрия Казакова (чуть позже — рассказы Василия Шукшина) — именно свободой самоизъявления, какой-то неуемностью личностного начала, игрою словом, никем до этого не тронутой правдой жизни... Значит, можно и так?» (Там же. С. 61).

Вернувшись с Алтая, Горышин публикуется в ленинградской периодике («Нева», «Звезда.», альм. «Молодой Ленинград» и др.). Вместе с А.Битовым, В.Курочкиным, С.Тхоржевским, В.Конецким, В.Голявкиным, Б.Сергуненковым, В.Ляленковым входит в молодежное литобъединение при изд-ве «Сов. писатель» (рук. Л.Н. Рахманов, затем — М.Л.Слонимский). Первый сб. «целинных» рассказов Горышина «Хлеб и соль» (Л., 1958) был встречен одобрительно, отмечалась свежесть его прозы. Ю.Казаков увидел в авторе человека, «щедрого на красоту и добро»; внешне обыденные, рассказы Горышина «обогащены внутренней поэзией, пульсирующим подтекстом», «туги и наполнены ощущениями мощными»; «прочитав их, хочется самому сделать что-нибудь настоящее» («Щедрость души» // Лит. газ. 1959. 14 июля). В 1960 принят в Союз писателей.

В 1958—1962 гг. Горышин работает в геологических и изыскательских партиях в Вост. Саянах, в зоне затопления Братской ГЭС, в Забайкалье, на Дальнем Востоке, вновь на Алтае; в 1962 г. — корр. «Правды» на Сахалине. Написанные в эти годы произведения составили книги «В тридцать лет» (1961), «Фиорд Одьба» (1961), «Земля с большой буквы» (1963), «Синее око» (1963). «Моим пером, — вспоминает Горышин, — водило чувство свободы и счастья жить в мире, исполненном красоты и силы жизнетворчества» («Сюжет на тропе» // Лит. Россия. 1976. 23 апр.). Писатель осознает себя последователем «странствующей музы» Паустовского и Пришвина, на стилистику и «естественную» философию его ранних вещей заметно влияет и проза А.Платонова. Горышин обращается к первоосновам жизни, утверждает ценность простых (не осложненных рефлексией) потребностей человека в труде, любви, близости природе. Критика отмечает свойственный Горышину лиризм, открытость авторского «я», способность передать «волнующее дыхание современности», но наряду с этим и декларативность, описательность, склонность к «утешительным» или, напротив, мелодраматическим сюжетам (Трефилова Г. Азбука этики // «Нов. мир». 1964. № 12; и др.). После неоправданно резкой критики в статье Л.Антопольского «Радуга в один цвет» (Комс. правда. 1964. 30 июля) в защиту индивидуальной манеры писателя в том же году выступили В.Аксенов («Семицветная радуга»// Лит. газ. 21 нояб.) и С.Воронин («Об одной «жестокости» // Лит. Россия. 11 дек.). Рассматривая прозу Горышина в русле общих для «молодой» литературы начала 1960-х поисков «сильной и цельной» личности, видя в авторе писателя «чуткого, тонкого, <...> стилистически нежного» и «насквозь наивно честного», Л. Аннинский указал, в частности, и на преувеличенность его представлений о «настоящих мужчинах» (Аннинский Л. Ядро ореха: Критич. очерки. М., 1965. С. 107—109).

Проза Горышина последующих лет (повести «Снег в октябре», 1965; «До полудня», 1966—1967; «Водопад», 1970; и др.) остается преимущественно автобиографической, дневниково-исповедальной; в повестях и рассказах усиливается конкретно-документальное начало, сюжет выстраивается по принципу хроники, путешествия во времени и пространстве («Родословная», 1969; «День-деньской», 1972, «Тридцать лет спустя», 1973; и др.).

В самом значительном своем произведении — в повести «Запонь» (1965—1970), посвященной работавшим в 1942 на лесосплаве девушкам-блокадницам, Горышин на широком документальном фоне ставит вопрос об источниках нравственной стойкости военного поколения.

Неизменное стремление Горышина из города «в леса», лейтмотивная тема труда на земле, проблема природной и национальной основ личности обретают контуры почвенничества: в 1970-е писатель творчески и дружески сближается с кругом авторов «Нашего современника».

И позднее он не изменяет журналистскому принципу поиска материала («Надежда моя — на дорогу или, вернее сказать, на тропу; мой сюжет на тропе, надо вначале его отыскать, промерить сюжет ногами, а потом написать. Это правило я выработал для себя за годы странствий...» // «Сюжет на тропе». С. 8), работает в свободной форме, синтезирующей элементы различных жанров художественной документалистики — мемуарного, биографического, технологического и путевого очерка, записок натуралиста и проч. («Этим летом», 1973; «Лавина», 1976; «По тропинкам поля своего», 1983; «Вид с горы», 1986; и др.). Ценность подлинного документа демонстрирует цикл очерков «Не только о погоде» (1984), написанных на материале многолетних дневниковых записей наблюдателя поста гидрометслужбы на Телецком оз. Н.П. Смирнова.

С 1973 Горышин — заведующий отд. прозы ленинградского журнала «Аврора», в 1977—1981 — его гл. редактор. Снят с должности по обвинению в «идеологической диверсии» за публикацию в № 12 «Авроры» за 1981 (в декабре отмечался 75-летний юбилей Л.И.Брежнева) юморески В.Голявкина «Юбилейная речь»; эпизод — «второй выстрел Авроры» — приобрел скандальную известность (см. в очерке Горышина «На 75-й странице...» // С.-Петербургская панорама. 1992. № 7). В 1970—1980-е Горышин — секретарь правления Лен. отд. СП СССР; регулярно выступает в прессе как публицист и лит. критик, редактор и сост. колл. сборников, автор предисл. к прозе М. Слонимского, А. Ливеровского, В. Голявкина и др. Выходят сб. его прозы: «Други мои» (1974); «С наилучшими пожеланиями» (1977); «Стар и млад» (1978); «Запонь» (1980); «Чистая вода» (1982); «Уроки доброты» (1986); «Весенняя охота на боровую дичь» (1986) и др.

В сб. «Жребий» (1987) вошли критико-мемуарные очерки о В.Белове, В.Шукшине, Ф.Абрамове, Б.И.Бурсове, И.Соколове-Микитове, М.Пришвине, М.Л.Слонимском, Ю.Казакове, А.А.Ливеровском, В.Курочкине и др. По замечаниям критики, проза писателя зрелых лет сохранила изначально присущую ей конкретность, пластичность в изображении природы и чувства, «дневниковую» откровенность (Урбан А. По тропинкам и полям России // «Москва». 1985. № 1. С. 200—201; и др.)

В 1980-е Горышин возглавляет экологическую комиссию при Лен. отд. СП, участвует в акциях по защите Ладожского и Онежского оз. («Онего: Сегодня и завтра», 1981; «Глядя в глаза Ладоге»; Л., 1989; текст к фотоальб. «Ладога. Пока не поздно»; М., 1989). Защите природы посвящены десятки его газетных и журнальных выступлений. На основании зарубежных поездок написаны циклы очерков: «Весною в Африке» (1980), «Монголия. Моментальные снимки» (1984), «Глядя из окна поезда, идущего из Шанхая в Пекин» (1989), «В Англии на посиделках, или Что скажет Джин» (1991). Для детей изданы сб.: «Кто сидит у костра» (1968); «О чем свистнул скворец» (1975); «На алтайской тропе» (1983) и др.

В самые последние годы (1991—1998) писатель работал в жанре «мемуаров о происходящем»: из лета в лето живя в вепсской деревне Нюрговичи, он создавал хронику деревенской жизни, с пристальным вниманием фиксируя смену социальных, природных, погодных, собственных душевных состояний (циклы очерков «Записи одного лета»: «Луна запуталась в березе», «Слово лешему», «Возвращение снега», «По весне, по осени» — «Север». 1991. № 12; 1992. № 8; 1993. №№ 3, 12); также: «Назову собаку Песси», «Меняют нижние венцы», «Время дергача» («Москва». 1994. № 9; 1995. № 6); «И вздох осин при каждом шаге» («Бежин луг». 1996. № 2). Мягкий лиризм, живописность слова, общая интонация умиротворенности и размеренный повествовательный ритм, близость жанру стихотворения в прозе составили естественную основу для перехода писателя к поэтическому творчеству. В циклы записей он свободно включал стихотворные тексты. В 1990 издан поэтический сб. «Виденья»; опубликованы подборки стихов (альм. «Алтай». 1990. № 3; «Аврора». 1990. № 8; 1995. № 2; «День русской поэзии» (СПб.), 1994; и др.), в 1996 — сб. стихов «Возвращение снега». Дневниковые записи Горышина 1970-х легли в основу мемуарной повести «Мой мальчик, это я: Записки по вечерам» («Наш совр». 1994. № 6, 7). В 1995 Союзом писателей России Горышину присуждена премия им. И.Бунина СП России и администрации Орловской области «За лучший рассказ года» («И дева плачет на рассвете…»).

В 1999 посмертно издана подготовленная к печати самим автором, но при жизни не увидевшая света книга очерков «Слово Лешему». В 2005 вышел сборник прозы разных лет «Звенит озябшая трава» (оба — СПб., изд-во «Дума»).

Книги Горышина переведены в Польше, Венгрии, Чехословакии, Японии.


Соч.: Повести и рассказы. Л., 1976; Избранное. Л., 1981; Родословная. Водопад. Запонь. Излука. Тридцать лет спустя. Л., 1983; По тропинкам поля своего. Л., 1983; Избранное. Л., 1988; Гора и берег. М., 1989.


Лит.: Мессер Р. Вчера и сегодня. Л., 1961. С. 151—153; Кардин В. Верность времени. М., 1962. С. 327—330, 343—344; Мессер Р. Идущие вослед: Лит. портреты. Л., 1979. С. 121—150; Воронин С. Время итогов. М., 1978. С. 172—177, 217—222; Петровский Ю. На дорогах жизни (К 50-летию Г.Горышина) // «Звезда». 1981. № 3; Иванова Т. Круг чтения. М., 1988. С. 67—81; Рощин Б. Встречи. Л., 1985. С. 194—277; Кузьмичев И.С., Цурикова Г.М. Контрасты осязаемого времени: Портреты, размышления. Л., 1988. С. 67—81; Лавров В. Формула творчества: Книги о жизни и искусстве в совр. лит-ре. Л., 1989. С. 26—29; Кузьмичев И.С. Мечтатели и странники: Лит. портреты. Л., 1992. С. 254—272; Памяти Глеба Горышина // «Аврора». 1998. № 3—6; Цветов Г. «Жалко до слез…» // «Нева». 2000. № 4; Попов В. Горящий рукав // «Звезда». 2006. № 6; Бубнова Л. Стрела Голявкина: Роман. СПб., 2008. *Рус. сов. писатели-прозаики. Библ. ук. М., 1971. Т.7 (доп.), ч. 1; Русские писатели 20 века: Биогр. словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Никонов. М., 2000. С. 203—204 (ст. о Г. В.С. Бахтина). Сайт: www.goryshin.spb.ru

А.Г. Гродецкая

Первонач. вариант статьи опубл.: Русские писатели: XX век: Биобибл. словарь: В 2 ч. М., «Просвещение», 1998. Ч. 1: А—Л. С. 378—380; Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: Биобибл. словарь: В 3 т. М., Олма-Пресс Инвест, 2005. Т. 1: А—Ж. С. 539—542.