ГОРЫШИН Глеб Александрович (15.3.1931, Ленинград — 10.5.1998, С.-Петербург) — прозаик, публицист.
Начало его взросления пришлось на годы Великой Отечественной войны, кода семья была в эвакуации. Вкусы и привязанности будущего писателя во многом определили впечатления, связанные с деревней, с маленькими провинциальными городками. После прорыва блокады семья возвратилась в Ленинград. В 1950 отца Г., руководящего работника лесной промышленности, исключили из КПСС по сфальсифицированному «ленинградскому делу», и он вынужден был уехать на периферию. После школы (где работал педагог Б.Г. Лейн, о ком позднее писатель расскажет в кн. «Любовь к литературе» Г. поступил на отделение журналистики ЛГУ. Окончив ун-т, работал на целине, в газ. «Сталинская смена» (впоследствии «Молодежь Алтая»), корреспондентом по Бийской группе районов и Горному Алтаю. Некоторое политическое вольномыслие привело к тому, что в 1957 решением бюро Алтайского крайкома ВЛКСМ он был освобожден от должности «за поведение, недостойное сов. журналиста».
Первый рассказ «Лучший лоцман» написал еще на Алтае (опубл. в 1957, ж. «Нева»). В Ленинграде на протяжении нескольких лет активно участвовал в работе литературного объединения при изд-ве «Сов. писатель», которым руководили Л. Н. Рахманов и М. Л. Слонимский. В то время он пишет «таежные» и «целинные» рассказы «Хлеб и соль», «Чистая вода», «Дамба», «Низовка», «На солонце», составившие первую кн. «Хлеб и соль» (1958). За ней последовали сборники повестей и рассказов «В тридцать лет» (1961), «Фиорд Одьба» (1961), «Синее око» (1963), «Земля с большой буквы» (1963), «Снег в октябре» (1966) и др. Летом выезжал в экспедиции с геологами и изыскателями с корреспондентским удостоверением какой-нибудь газеты или журнала. Побывал на Камчатке, Дальнем Востоке, объездил чуть ли не всю Сибирь. Зимой работал за письменным столом; кое-что удавалось сделать и в поездках: из экспедиции на Восточные Саяны привезена повесть «Ударение на первом слоге», рассказы «Саранка», «Три связки оленей», из зоны затопления Братской ГЭС — повесть «Близко море», рассказы «Два Толи», «Фиорд Одьба», «Девчонка свое возьмет», из Забайкалья — цикл очерков и др.
В книгу «Водопад» (1971) вошли два значительных произведения — повесть «Запонь» и как бы дневник путешествия «Водопад». «Запонь» — проникновенная вещь, одна из немногих у Г., не имеющая признаков документальности, чисто беллетристическая, с любовным сюжетом, развернутым на фоне войны. Речь идет здесь о девушках-блокадницах, мобилизованных на заготовку леса, об их командире — герое в горышинском вкусе: мужике сильном и при этом думающем, а значит, по мнению автора, и несчастливом. Светлым ощущением мира, удивительными картинами природы, тонким пониманием человеческой души привлекает лирико-философская повесть «Излука».
С годами сборники повестей, рассказов и очерков Г. укрупняются и по объему, и по проблематике, но в большинстве случаев они остаются, в каком бы жанре ни были созданы, произведениями документальными, основанными на реальных жизненных впечатлениях автора. Изменились и география книг Г., и его метод работы. Теперь Г. преимущественно пишет о северо-западных землях России. Годами наблюдает он жизнь своих будущих героев, прослеживает судьбы одних и тех же деревень, местностей, подолгу живет там. Сборники «День-деньской» (1972) и «Други мои» (1974) рассказывают о ладожских рыбаках, егерях, лесорубах.Книга «Весенняя охота на боровую дичь» (1986), как и некоторые другие, знаменует переход автора к проблемам современного города.
В 70-х — нач. 80-х гг. Г. заведовал отделом прозы журнала «Аврора», затем на протяжении 5 лет был его главным редактором. Уволен по трагикомическим обстоятельствам, характерным дли того времени: якобы за опубликованную насмешку над юбиляром — Л. И. Брежневым.
В 80-е гг. возглавляет экологическую комиссию писательской организации, участвует во всех акциях по защите и спасению Ладожского озера, что нашло отражение в его тексте к экологическому фотоальбому «Ладога, пока не поздно» и в сборнике эмоциональной и яркой публицистики «Глядя в глаза Ладоге». Защите природы посвящены десятки газетных и журнальных выступлений Г. Особое место в его жизни и творчестве занимает многолетняя борьба за экономическое и культурное выживание небольшого древнего вепсского народа, населяющего северо-восток Ленинградской области. Около 15 лет, по несколько месяцев ежегодно, жил писатель в вепсских деревнях — об этом книга «Гора и берег» (1989), ряд публицистических выступлений.
Нестандартность мысли, острая наблюдательность, юмор отличают многие очерки Г. о зарубежных поездках («Весною в Африке», «В Англии на посиделках», «Монголия: Моментальные снимки», «Глядя из окна поезда, идущего из Шанхая в Пекин» и др.)
Постоянное внимание уделяет Г. проблемам творчества, выступая как критик и теоретик. Он — автор талантливых очерков, рассказов и о тех, с кем связывала его дружба и общие устремления, и о тех, кто просто был для него интересен (В. Шукшин, в к/ф которого Г. однажды снялся, Ю. Казаков, Ф. Абрамов, В. Курочкин, В. Голявкин, В. Белов, И. Соколов-Микитов, М. Слонимский, Ф. Моуэт и др.). Большая часть этих произведений вошла в книгу «Жребий: Рассказы о писателях» (Л., 1987).
В 1990—95 писатель работает, по его выражению, в жанре «мемуаров о происходящем»: живя в какой-нибудь глухой лесной деревне, изо дня в день он фиксирует и протекающую на его глазах историю этой деревни — частицы гос. организма, — и смену состояний собственной души. Так были созданы циклы «Луна запуталась в березе», «Возвращение снега», «Слово лешему», «Время дергача», «Меняют нижние венцы», «Почему не прилетели ласточки?», «Поют на кладбище дрозды» и др. (печатались гл. обр. в журналах «Север» и «Москва»). Одна из последних публикаций Г. — воспоминания о 70—80-х гг. («Мой мальчик, это я: Записки по вечерам» // Наш современник. 1994. № 6, 7).
Работал Г. и в детской литературе. Его природоведческие очерки и рассказы учат любви к родной земле, чувству ответственности перед ней, а искренние, написанные с уважением и доверием к молодому читателю воспоминания о своем детстве содержат уроки высокой нравственности.
Несомненны и поэтические способности автора, о чем свидетельствует выпущенный им небольшой сб. стихов «Виденья» (1990) и ряд журнальных публикаций. Постоянная близость к реальной жизни позволила Г. не раз как бы опережать события, поднимать такие общественные и социально-экономические вопросы, которые либо решались после его публикаций (если речь шла о конкретных людях и обстоятельствах, как в его алтайских произведениях), либо позднее оказывались в центре общественного внимания и борьбы. С Г. можно не соглашаться, но он честен, неправды у него не найдешь. Он верил в то, что любил, — в природу и человека.
Книги Г. изданы в Польше, Венгрии, Чехословакии, Японии. В 1995 писатель удостоен премии им. И. А. Бунина СП России и администрации Орловской области «За лучший рассказ года» («И дева плачет на рассвете...»).
Соч.: До полудня: Две пов. Л., 1968; Кто сидит у костра: Рассказы. Л., 1968; День-деньской: Повести и рассказы. М., 1972; Карусель: Письма с заводов и строек. М., 1975; Этим летом: Повести, рассказы, заметки. Л., 1975; Вид с горы: [Письма из деревни]. М., 1979; Избранное / Лавров В. Дороги и тропы Глеба Горышина. Л., 1981; Чистая вода: Рассказы. М., 1982; По тропинкам поля своего: Странствия. Размышления. Л., 1983; Любовь к лит-ре: Повести. Рассказы. Л., 1987; Избранное. Л., 1988; Гора и берег: Пов. М., 1989; Возвращение снега: Стихотворения. СПб., 1996.
Лит.:Кузьмичев И. О Глебе Горышине и его героях // Горышин Г. Повести и рассказы. Л., 1976; Воронин С. Об одной «жестокости». «День-деньской». «По тропинкам ноля своего» // Воронин С. Время итогов. Л., 1987.
В.С. Бахтин
Русские писатели 20 века: Биогр. словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Никонов. М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия»; изд-во «Рандеву-Ар», 2000. С. 203—204